top of page
Юлия Шемякова

Александр Дедюхин: Священник – такой же человек!

Второй десяток лет он, священник Украинской Церкви, служит в Полтаве настоятелем Свято-Николаевского храма. Также по совместительству настоятель парафии святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Пальчикивка Полтавского района. Женат, воспитывают с женой четверых детей. Открыт, поэтому много пишет в своем интернет-блоге. Искренен, поэтому прихожане знают о нем всё. Проповедует любым способом, не отвергая современные технологии. Друзей, как и прихожан, находит как в реальном, так и виртуальном мире. Я не знаю, сколько людей у него в парафии, но подписчиков у Александра Дедюхина больше десяти тысяч. Его читают, к ему слову прислушиваются. Он прославился резкими высказываниями, но никто не сможет упрекнуть отца Александра в чем-то плохом. Он тот, кто живет по законам Божьим, не забывая, что нужно быть просто человеком. Его можно называть батюшкой, но он никогда не обидится на мирское обращение Александр. Пишет записки ленивого священника, но ни секунды не сидит без дела. Живет с пожертвований и честно описывает свой быт. Не ездит на роскошных машинах, но честно признается, что его неновый семейный минивэн ему помогли купить люди. Любит рок-музыку и в его храме можно ловить покемонов.

В какой-то степени, Александр – новое лицо современной Украинской Церкви. Он ломает стереотипы, не боится говорить, имеет активную социальную позицию. Его можно читать на популярных интернет-ресурсах, его можно слушать вживую в Полтаве, он не боится высказывать свое мнение в социальных сетях. Знакомьтесь – Александр Дедюхин, простой украинский священник.

- Александр, как к вам нужно правильно обращаться?

- Обычно отец Александр.

- А если человек мирской, как я?

- Понимаете, я ни на что не обижаюсь, называйте как угодно. Обращайтесь так, как удобно. Но только не грубо, могу ответить тоже грубо.

- Вы так умеете?

- Жизнь такая.

- Александр, спасибо большое, что согласились поговорить. Мне кажется, что в нашей стране, несмотря на преобладающее православие, существует некоторое недопонимание между теми, кто ходит в Церковь, и теми, кто не ходит.

- Я бы не сказал, что у нас страна преобладающе православная. В храмы реально ходят 3-5 процентов населения. Все остальное – что-то другое люди исповедуют, не православие.

- А мне кажется, что у нас по воскресеньям возле храмов не протолкнуться.

- Смотрите – в Киеве, например, из трех с половиной или четырех миллионов, в храм ходит до десяти тысяч. Вот это показатель.

- Интересно. Мне казалось, что мы сегодня в том состоянии, когда необходимо во что-то верить.

- Знаете, дело в том, что это фактор людской психологии. Мы знаем, что есть порядка десяти процентов пассионариев, которые тянут в ту или иную сторону. Люди, которые ходят церковь, они более пассионарны, чем те, кто не ходит. Они могут своим примером убедить и заразить. Так всегда было. И ничего страшного в этом нет. Единственное что, люди, которые ходят в церковь, должны этим жить и гореть. Не просто для традиции. Они должны другим объяснить, что это здорово. Я часто своим прихожанам говорю, что они должны из храма приходить такими счастливыми и веселыми, чтобы неверующие родственники и соседи хотели узнать, что такого происходит в Храме, и захотели тоже пойти и узнать.

- Александр, не ошибусь, если назову вас одним из самых прогрессивных священников в Украине? Вы активно используете Интернет.

- А я не считаю себя прогрессивным священником. Я основываюсь на евангельском учении, на заповедях Иисуса Христа, а это немножко другое. Это не прогресс, это где-то в стороне. В душе у каждого человека должен быть внутренний стержень, он от прогрессивного и модного не зависим. А что касается формы проповеди, то замечательно что есть интернет. В тридцатые годы очень популярны были радиопроповеди. Интернет – это расширение аудитории. Я же не проповедую какое-то новое учение. Всё старое.

- Вас в фейсбуке читает огромное количество людей. Реакция неоднозначная – кто-то ловит каждое ваше слово, а кто-то осуждает. Просто я ваша подписчица, я читаю комментарии.

- Бог для того и создал всех людей разными. Кому-то нужен священник охающий, который говорит «покайтесь, грешники». А кому-то нужен такой священник, как я – которому удается объяснить сложные истины простыми словами, надеюсь на это. Бог послал сюда разных священников: «Для всех я стал всем, чтобы приобрести некоторых».

- А вы как решились стать священником? Можете рассказать всё с начала?

- Смотря что считать началом.

- Сколько вам лет?

- Мне 43 года сейчас. Когда мне было двадцать четыре, я стал дьяконом. В двадцать пять - священником и служу все это время. Ну а если совсем с самого начала, то вырос я в семье, далекой от религии, где папа военнослужащий, а мама бухгалтер. Ничего не предвещало, как говорится. Потом был период каких-то духовных исканий в самые молодые годы. Человек создан Богом не просто как существо с примитивными рефлексами: поесть, поспать, удовлетворить свою сексуальную потребность. Человек – существо духовное. Мы пытаемся расширить свое сознание и наполнить его каким-то содержанием. Так получилось, что все мои духовные искания привели к православию, в Киевский патриархат, хотя по национальности я русский, вообще без украинских корней. Но привели, потому что эта та церковь, которая показала мне правильный путь. После окончания Полтавского педагогического университета я остался в церкви – в конце девяностых годов служителей не хватало и мне предложили место.

- Так у вас абсолютно гражданская специальность?

- Да, я учитель русского языка и мировой литературы, практический психолог в системе народного образования.

- Круто! И вы упомянули Киевский Патриархат – вопрос возникает сам по себе…

- Да, я вас понял. Когда началась война, к нам пришло очень много людей из Московского Патриархата. Не секрет, что там ведется пропаганда. Скажем прямо – они ведут антиукраинскую деятельность. Это агенты влияния, по крайней мере, с мирской точки зрения. С церковной – это самовольное сборище, которое по закону подлежит роспуску. На последнем православном Соборе было указано, что русская православная церковь подвержена ереси этнофилетизма, это когда центральным становится не учение Христа, а учение о превалировании той или иной расы, так называемое учение про русский мир. Надеюсь, это пройдет.

- А нам что нужно делать для этого?

- Я против запрещений – это легко. Не ходить. Не носить туда свои деньги.

- Украина по Конституции светское государство, насколько я понимаю, на уровне закона запретить сложно…

- Но можно заводить уголовные дела за призывы к сепаратизму на конкретных людей. Священник – такой же человек.

- Священников все боятся, могут и проклясть.

- Это вы про историю, когда батюшку остановила полиция? Останавливать нужно. «Страж для того и носит меч, чтобы карать». Для чего нам нужна полиция? Да, чтобы нас контролировать. Когда мы выезжаем на дорогу, обязательно должны подчиняться правилам движения, закону. И не нужно бояться проклятия. В Писании написано, что неправильное проклятие не сбудется и вернется к проклинающему…

- А как вообще священник может предать проклятью? Он должен прощать.

- Священник не должен проклинать, вы правы. Но священники – такие же люди со своими проблемами. Если такое происходит – не обращайте внимания. А полицейский должен останавливать, штрафовать и отпускать с Богом.

- Александр, а вам когда-нибудь хотелось, извините, «потрясти рясой» и воспользоваться своим служебным положением?

- Нет. Хотя когда-то давно меня остановили гашники за превышение скорости – я знак видел, но поздно начал торможение и попался. Я их попросил отпустить меня, ведь я столько грехов отпускаю. Мы посмеялись и они меня отпустили. Знаете, мы все совершаем какие-то ошибки. Но нельзя прикрываться своей духовностью. Как настоятель в храме, я имею определенную власть. Но власть подразумевает под собой ответственность.

- Александр, если бы вы баллотировались в президенты, я бы за вас проголосовала! Вы один из немногих, кто так говорит про власть.

- Нет, в президенты я не пойду. Конечно, как любой другой гражданин Украины могу, но не хочу. Мне неоднократно местные политические деятели предлагали баллотироваться в какие-то советы. Нет, это не то. Я стараюсь влиять на людей духовно.

Многие говорят, что церковь вне политики. С одной стороны да. Но с другой задача Церкви воспитать такого человека, который будет ответственен за свои поступки. Да каждый наш шаг – политика. Мы должны понимать, за кого голосуем и осознавать ответственность за свои решения.

- Вас не пытались использовать во время выборов?

- Такого никогда не было. Полтава – город маленький и все знают, что использовать Дедюхина себе дороже обойдется (смеется). Я же всегда говорю, что думаю.

- Александр, я могу спросить о вашей семье?

- Конечно! У меня жена и четверо детей.

- Жена традиционно на хозяйстве?

- Вообще-то она работает. Она профессиональный фотограф: свадьбы, юбилеи – все как положено. А хозяйство вместе, я помогаю.

- Спасибо вам за беседу. Я, конечно же, попрошу от вас небольшого напутствия…

- Прежде всего, я хочу всем нам пожелать победы. Идет война и победа нам очень нужна. И, наверное, желаю каждому из нас мудрости. Однажды Бог спросил царя Соломона: «Говори, что ты от меня хочешь? Долголетия, богатства?» Но Соломон попросил мудрости, и тогда Господь ответил: «Будет у тебя все – и здоровье, и богатство, и долголетие, потому что ты выбрал мудрость…»

bottom of page