Виктор Авилов не был красавцем: неправильное удлиненное лицо, крупный искривленный нос, круглые совиные глаза навыкате. И вместе с тем его отличала магнетическая харизма, полные мистики роли и не менее загадочная жизнь, о которой мало кто знал. Сегодня этому удивительному актеру, рано ушедшему из жизни, могло бы исполниться 65 лет.
Из водителя в артисты
Он родился в подмосковном Востряково в обыкновенной рабочей семье, абсолютно далекой от театра. И как все мальчишки того времени, хулиганя и прогуливая школу, мечтал покорить небо и стать летчиком. Однако, отслужив в армии и окончив Московский индустриальный техникум, Виктор некоторое время отработал в НИИ, а затем, устроившись водителем на автокомбинат, развозил песок по стройкам.
Позднее, вспоминая тот период жизни, Авилов признавался в своем непостоянстве. Молодой человек хоть и не задерживался на одном месте дольше нескольких месяцев, но хватался за любую работу, боясь получить статью о тунеядстве. Так он успел поработать шофером, монтажником оборудования и даже наладчиком систем автоматики.
Попадая в любой коллектив или компанию, блистательно рассказывая анекдоты и всевозможные байки, юноша неизменно собирал вокруг себя восхищенную толпу. Поэтому, когда его лучший друг Сергей Белякович пригласил Виктора в самодеятельный театр своего старшего брата Валерия, тот не задумываясь согласился.
На первых порах новоиспеченные артисты колесили в свободное от основной работы время по пансионатам и санаториям и показывали спектакли просто за «поесть и переночевать». Первой же серьезной работой молодой труппы стал спектакль «Женитьба», после удачной премьеры которого новому коллективу было выделено помещение на проспекте Вернадского.
Так возник впоследствии безумно популярный и абсолютно недоступный в 80-е годы театр-студия «На Юго-Западе». Виктор сначала не очень серьезно относился к этому занятию. Однако после постановки спектакля «Мольер» по произведению Булгакова «Кабала святош» все изменилось. Бывший шофер, открыв в себе необычные способности воздействовать на зрителей силой своих эмоций и переживаний, решил окончательно посвятить себя театру.
Жизнь на сцене
Если верить зрителям, присутствовавшим на спектаклях актера, в зале практически всегда ощущалось такое напряжение, словно там должна была вот-вот взорваться шаровая молния. Авилов был до такой степени уникален, что ни публика, ни критики так и не сумели причислить его к какому-либо определенному актерскому амплуа. Сам же Виктор признавался: «Мои роли делятся на два рода. Есть такие, которые я просто «играю». Лицедействую. Но они не задевают во мне самого сокровенного. А есть другие, которые связаны с глубинными вещами во мне». И тогда его способность к перевоплощению, уникальная энергетика и мощный темперамент просто завораживали зрителей.
Сидящие в зале, глядя на преображенное лицо актера и его гипнотический взгляд, сопереживали и оживленно хохотали, плакали и аплодировали в едином порыве. Помимо этого, в конце каждой постановки можно было наблюдать необычные реакции у зрителей: то какая-то женщина не в силах взять себя в руки, долгое время после спектакля горько рыдала, стоя у рояля, то мужчина зимой покинул театр без верхней одежды – глубоко задумавшись, он пошел к метро, не обращая внимания на сильный мороз.
И если поначалу актеру доставались в основном комедийные персонажи, то вскоре режиссеры осознали: в этом человеке таится невообразимая внутренняя энергетика, и прекраснее всего он сумеет раскрыться именно в тех ролях, которые разбудят в нем глубочайшие эмоции и что-то сокровенное. Ну а после того, как Виктор сыграл роль Гамлета, его вообще стали считать преемником Высоцкого.
Примечательно, что после того, как авиловский Гамлет собрал полные залы не только на родине, но и в Англии, с актера даже сняли гипсовую маску, оставленную на хранение в театральном музее Эдинбурга. При этом «Гардиан» написала о нем: «Самый запоминающийся Гамлет, которого нам доводилось видеть», – отметив, что на протяжении последних 40 лет спектакль с участием Авилова признан лучшим среди постановок по произведению великого Уильяма Шекспира.
Мистические роли
Непревзойденное мастерство непрофессионального лицедея вызывало мистический трепет не только среди зрителей и коллег, но и среди режиссеров. Шокированный игрой Вавилова на сцене, режиссер Олег Тепцов предложил оригинальному и утонченному актеру выйти за пределы театральных подмостков и сыграть в его мистическом триллере «Господин оформитель». Виктору по сценарию досталась роль художника, пытавшегося победить смерть в соревновании с самим Господом Богом.
Однако наиболее значимой и незабываемой его киноработой, ставшей практически визитной карточкой актера, стала роль графа Монте-Кристо в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф». Первоначально многие члены съемочной группы в прямом смысле слова были шокированы выбором режиссера. Ведь до Авилова в роли рокового Монте-Кристо снимались исключительно красавцы вроде Жана Маре.
Между тем режиссер довольно точно и четко объяснил свой выбор: «Мне нужно было найти актера, который выглядел бы как человек-топор – потерявший все чувства, кроме жажды мести». И действительно, глядя на худое изможденное лицо Виктора Васильевича на экране, ни у кого не возникало сомнений, что именно так и должен выглядеть человек, отсидевший 14 лет в одиночной камере, прошедший через страшные несчастья, закалившийся в огне испытаний и способный на многое.
Чудесное воскрешение
Киноленты «Господин оформитель» и «Узник замка Иф» принесли артисту всенародную популярность. В гипнотическом взгляде его киногероев, овеянных тайной, зрителю мерещилось что-то нереальное, даже дьявольское. И наверное, неслучайно следующей крупной ролью Авилова стал именно Воланд из «Мастера и Маргариты».
Не секрет, что большинство актеров редко соглашаются на подобные роли, боясь негативного влияния на свою судьбу. Но Виктор Васильевич не устоял перед искушением воплотить на сцене этот роковой образ. Не будучи суеверным, он признавался: «Просто знаю, что те силы, о которых идет речь в романе Булгакова, существуют». И довольно скоро, как утверждают его близкие, поплатился за это.
Сначала на одной из репетиций после текста Воланда о саркоме легкого ему по телефону сообщили о смерти одесского друга от такой же болезни. А когда театр со спектаклем «Мастер и Маргарита» отправился в Берлин, актеру так и не удалось выйти на сцену. В Германии у него неожиданно открылась прободная язва, что привело к сильному кровотечению. К счастью, тогда врачам удалось сохранить жизнь Авилову, пережившему две клинические смерти подряд.
«Колдую, тетушка, колдую!»
Владея магией перевоплощения на сцене, этот загадочный актер, по утверждению его близких и друзей, обладал также сверхъестественными способностями и даром предвидения. Так, еще будучи простым шофером, он признался своему другу Беляковичу в том, что его ждет короткая, но яркая звездная слава. Позже в актерской среде Авилов не раз удивлял окружающих своим необычным даром. К примеру, он довольно часто перед спектаклем простыми движениями рук снимал коллегам не только головную боль, но и почечные колики, а однажды излечил от тяжелой экземы знакомую девушку.
Друзья актера вспоминали случай, когда в разгар семейного торжества одной из гостей стало плохо с сердцем. И Виктор с помощью непонятных манипуляций направил свою энергию на сердце женщины. Через две минуты она ожила. Через 15 – уже танцевала. А на ее вопрос «Витенька, что же это ты делаешь?» он с улыбкой ответил: «Колдую, тетушка, колдую!»
Чтобы самому понять, на что он способен, и развить свой необычный дар, Авилов старался много читать, интересовался философскими произведениями, изучал психологию, парапсихологию, магию и экстрасенсорику. А пообщавшись с известными экстрасенсами и узнав о своем сильнейшем биополе, актер в одном из интервью серьезно заметил: «Дар этот есть, наверное, у каждого человека. Просто нужно в это верить». И он не только верил, но и научился на сцене останавливать свое сердце на четыре минуты – зрители видели и чувствовали, как актер умирает у них на глазах на самом деле. А на своем 50-летнем юбилее Виктор Васильевич с грустью признался близким, что доживает свой последний год.
Предчувствие смерти
К сожалению, проблемы со здоровьем, обнаруженные у актера в ходе немецких гастролей, стали только началом череды печальных событий. Спустя несколько лет у него был диагностирован туберкулез. Однако, даже получив вторую группу инвалидности, Авилов продолжал играть на сцене, воплощая в жизнь множество идей и планов.
Но новый страшный диагноз поверг его родных в шок: рак желудка 4-й стадии. К врачам его вынудили обратиться неимоверные, адские боли в спине, не дававшие артисту работать и даже двигаться. Тем не менее он находил в себе силы выходить на сцену по 15–20 раз в месяц. Не получив желаемой помощи от медиков, Виктор Васильевич, убежденный в том, что сможет исцелиться каким-то чудесным образом, обратился к нетрадиционной медицине.
Однако помочь актеру уже было невозможно. 21 августа 2004 года Виктор Авилов скончался. Один из театральных критиков написал об этом загадочном актере: «Он играл людей, которые не задерживаются в жизни – рвутся в мечту, в смерть, в бессмертие, в фантасмагорию… Он играл героев, над которыми довлеет рок. А рок не спрашивает их согласия, рок требует отомстить… Но каждый раз в очертаниях навязанной роком и театром роли у Виктора Авилова проступал человек с его любовью и страданием».