top of page
Евгения Мережко

Исторические личности под сомнением

Есть имена, знакомые каждому образованному человеку. О них рассказывают в школе – и как-то даже не приходит в голову поставить под сомнение вопрос о реальности этих личностей. Тем не менее историческими их назвать довольно сложно, поскольку документальных подтверждений их существования зачастую нет. Скорее, такие персоны являются собирательными образами. А то и вовсе практически полностью вымышленными. Были ли у них реальные прототипы – предмет неиссякаемых научных дискуссий.

Слепой поэт

Все мы знаем, что Гомер – это древний грек, незрячий старец (по одной из версий, само его имя обозначает «слепец»), который написал эпические произведения «Илиада» и «Одиссея». Они, между прочим, оказали огромное влияние на литературу в целом. И далеко не все в курсе, что существование Гомера как личности историками ставится под сомнение. О нем практически ничего неизвестно: ни когда родился (называется несколько дат), ни откуда родом, ни даже когда написал свои поэмы. Есть версия, что вместо Великого Слепца творили (а позже редактировали произведения) разные люди. Их имена за давностью лет не сохранились.

Благородный разбойник

Образ отважного бандита, грабящего богатых и раздающего деньги бедным, давно популярен не только в британской литературе. О том, кто был прототипом Робин Гуда, исследователи спорят до сих пор. Мало того, под вопросом остается даже время его существования. Вальтер Скотт, немало сделавший для популяризации образа, поселил разбойника в XII столетии. Что очень сомнительно, поскольку стрельба из лука стала известна в Англии веком позже.

Происхождение Робин Гуда тоже покрыто мраком тайны. В ранних балладах он йомен (мелкий свободный земледелец), позже стал графом, подло лишенным титула.

У исследователей есть несколько претендентов, которые могли бы быть прототипом благородного разбойника. Например, некто Роберт Гоуд (либо же Ход, либо Гуд), который жил в царствование Эдуарда II, в 1322 году стал вассалом графа Ланкастерского. Он был столь неосторожен, что поднял бунт, пошел на плаху, подельники были объявлены вне закона. Роберт Гоуд действительно вроде бы скрывался в Шервудском лесу, промышляя разбоем. Умер в 1346 году в монастыре Кирклея от обширной кровопотери.

Другой вариант касается опять-таки Роберта Гоуда. Но этот жил в Уитерби, был обвинен в преступлении и сбежал. На его имущество наложил лапу шериф Йорка, который в казну его не отослал. А чтобы прикрыть свой поступок, объявил Гоуда в розыск. Прогулял этот «Робин Гуд» недолго, его поймали и повесили.

Впрочем, скорее всего, образ бандита-заступника все же был собирательным. Причем настолько популярным, что кличкой Robehod называли всех подряд разбойников. А барды просто собирали в общую корзинку подвиги разных персонажей. Как бы то ни было, британцы даже в нынешнее просвещенное время предпочитают считать, что Робин Гуд был личностью исторической, благородной и выдающейся.

Легендарный король

Еще одна персона, пользующаяся в Британии большим уважением и одарившая сюжетами писателей, поэтов и сценаристов. Правда, верные рыцари, Круглый стол, красавица Гвиневра, подарившая свою благосклонность Ланселоту, колдуны, меч в камне и прочее существовали исключительно в легендах и литературе давних времен. Однако прототип у короля все же был. Большинство исследователей считают Артура собирательным образом, но с этим мнением согласны далеко не все.

Так, Эндрю Бриз, доктор филологии, специализирующийся по кельтской культуре, считает, что король Артур «вырос» из реального человека. Который, кстати, был вовсе не монархом, а талантливым полководцем, жившем в бриттском королевстве Стратклайд, некогда расположенным между Адриановым валом и валом Антонина. К таким выводам доктор Бриз пришел после тщательного изучения «Истории бриттов», написанной монахом Неннием. В летописи перечислены девять мест, где полководец одержал победы, – и они удивительным образом совпадают с географией сражений легендарного Артура.

Впрочем, другой профессор и специалист по кельтам, Томас Оуэн Клэнси из Глазго, оспаривает выводы коллеги. Вполне обоснованно он указывает на то, что вряд ли хронист, живший столетиями позже описываемых им событий, имел о них точные исторические данные. Так что Артур по-прежнему большинством ученых считается мифологическим персонажем.

Гениальный сыщик

Шерлока Холмса давно никто всерьез не считает реальной личностью. Хотя туристы охотно посещают музей на Бейкер-стрит, все уже знают, что Конан Дойл честно выдумал своего сыщика. Но вот парадокс: Холмс в определенном смысле более реален, чем многие личности, воспринимающиеся как исторические.

Он был списан с эдинбургского доктора Джозефа Белла, страстно увлеченного химией и ядами. Опыты он ставил даже во время предельной загруженности преподаванием и медицинской практикой, доктор курил трубку и славился умением по незначительным деталям разгадывать характер и прошлое собеседника. Даже внешность Холмса Дойл во многом «позаимствовал» у Белла.

Так что уверенность тогдашних лондонцев в реальности Шерлока имела под собой весомые основания.

Национальный поэт Британии

Так очень часто англичане называют Уильяма Шекспира. Его взнос в литературу неоспорим, влияние на общемировую культуру огромно, и это признается всеми. Но существует так называемый шекспировский вопрос, впервые поднятый через 230–240 лет после смерти поэта: а была ли на самом деле такая личность? Он возник в первую очередь потому, что не сохранилось никаких архивных данных о том, что Шекспир получал какое-либо образование.

При этом литературный гений происходил из неграмотной семьи. Мало того, его дочери тоже не умели ни писать, ни считать. У самого же поэта словарный запас, согласно многочисленным исследованиям, составляя от 18 до 29 тысяч лексических единиц. Откуда такой лексикон у потомка неграмотных родителей? В копилку сомнений добавляется и тот факт, что до наших времен не дожила ни одна рукопись, начертанная самим Шекспиром.

Подозрения по поводу существования «национального поэта Британии» вызывают и варианты написания его фамилии. На издании сонетов, вышедшем в 1609 году, их автор обозначен как Shake-speare. Исследователи утверждают, что дефисные псевдонимы в те времена были крайне популярны, когда человек желал скрыть настоящую фамилию.

Странным также выглядит завещание, оставленное Шекспиром. Поверенный подробно и скрупулезно перечисляет, что и кому переходит по наследству. Но нет ни слова о книгах, пьесах, произведениях. И это притом что к моменту смерти поэта 18 пьес ждали своей публикации. Тем не менее они в завещании не упомянуты.

В качестве претендентов на авторство выдвигались разные люди. Например, Роджер Меннерс, дипломат, аристократ и военачальник. На роль Шекспира предлагались также разведчик, драматург, переводчик и поэт Кристофер Марло и британский государственный деятель Эдуард де Вер. Все эти люди получили блестящее образование, были родовиты и занимали высокие посты – а значит, не были заинтересованы в дешевой популярности. Тем более что писательская деятельность в те времена воспринималась неоднозначно, если не касалась высоких философских сфер.

Многие исследователи шекспировского вопроса считают более вероятным то, что за знаменитым именем скрывались разные авторы. Раскрученный бренд продавать легче, поскольку он изначально воспринимается более благосклонно, чем неизвестное имя.

Так что, как сказано, был или не был – вот в чем вопрос. И вряд ли на него найдется подтвержденный фактами ответ. Но каждый поклонник творчества Шекспира может выбирать версию, которая ему больше по душе.

bottom of page