top of page

Карл Маркс, Das Kapital и газета «Правда»

Когда-то каждый советский человек должен был помнить биографию Ленина, Маркса и Энгельса наизусть. А сегодня мало кто знает, что 5 мая у товарища Маркса день рождения! И исполнилось ему, между прочим, ровно 200 лет. Еще несколько десятков лет назад за такое незнание могли и из пионеров исключить, а то и неприятности всякие устроить. Мы, конечно, никому не расскажем о несознательности нынешнего поколения, но настоятельно напомним, кто такой Карл Маркс и что значит его «Капитал» для всего человечества. Просто на всякий случай.

Вы будете удивляться, но при жизни своей он был мало кому известен. Представляете, человек, именем которого десятки лет шантажировали студентов, жил в откровенной нищете, а на его похороны пришло чуть более десятка человек. Он почти все время нуждался и просил деньги, не в состоянии заработать на жизнь своим трудом. При этом постоянно организовывал какие-то общественные движения, много философствовал и, несмотря на постоянные болезни жены, обзавелся семерыми детьми.

Поговаривают, что был и восьмой, внебрачный, которого родила домохозяйка семейства Маркс. Но там вину на себя взял верный товарищ Энгельс, хотя слухи ходили еще долго. Кем же был этот величайший ум человечества? Давайте разбираться.

Истина дороже

Все, кому Карл Маркс, вернее, его многочисленные труды, снились по ночам во время зачетных недель в высших учебных заведениях, могут расслабиться и выдохнуть. Тот образ, коим наградил Советский Союз «отца социализма», воспетый в тоннах бесполезных бумаг, мало соответствует истине. И если вы чувствовали, что с этим «Капталом» что-то не так, то предчувствия вас не обманули. На самом деле все было очень грустно, а не так пафосно, как учили нас на уроках философии и политической истории. Мы не будем плясать на костях человека, в сущности очень несчастного, но и умалчивать правду не будем. Истина дороже!

Дети Трира

И чтобы понять эту истину, заглянем в маленький немецкий городок Трир, где 5 мая 1818 года в хорошей еврейской семье родился мальчик Карл. Теоретически он мог бы стать раввином, как и его предки, но его папенька, чтобы сделать успешную карьеру в судебной практике, незадолго до рождения сына принял христианство. Карл был третьим ребенком, и их всех папаша перекрестил, чтобы ничто не выдавало в нем, жене и детях потомственных иудеев.

Несмотря на столь радикальный шаг, Карл идеями религии особо не пропитался, о чем в будущем будет много писать. Город Трир, будучи преимущественно набожным, сыну своему столь вольные толкования своих фундаментальных заветов простил и сделал из философа Маркса национального героя. Поскольку других выдающихся людей в городе особо нет, горожане решили сохранить память об отце «Капитала» и сделать из него главную туристическую звезду.

В Трире все напоминает приезжим, какой именно город подарил миру величайший философский ум и самую роскошную бороду! Куда ни глянь, везде старина Маркс. Например, светофоры – такие есть только в Трире: на зеленый со всем прогрессивным человечеством шагает фигурка Маркса с «Капиталом» в руках, на красный же суровый Карл останавливает народ от необдуманных поступков.

И только в Трире турист может увидеть столько Марксов, что мало не покажется. Здесь они всех цветов и размеров. Кстати, о размере. Гигант мысли был роста весьма скромного, практически, недопустимо низкого для личности такой величины. Поэтому в виде памятника Карл Маркс всегда огромный и внушительный, но почти всегда меньше Ленина, и это вопрос, безусловно, политический. В Трире мало знают, кто такой Владимир Ильич, поэтому изображают земляка как попало, без учета международных политических симпатий.

К 130-летию смерти Маркса городской совет решил окончательно увековечить имя героя, и объявил тендер на изваяние почетного жителя. Доверие выпало скульптору-концептуалисту Оттмару Херлю. Местные считают его кем-то вроде Церетели, только немного наоборот. Если известный грузин все несколько преувеличивает, то Херль значительно преуменьшает, но также масштабно, как и Церетели. В общем, самородок.

Так вот, горожане, наверное, хотели видеть одного некрупного Карла Маркса из камня. А получили очень много маленьких. Концептуальный скульптор так разошелся и проникся идеями материалистической диалектики, что изваял 500 марксов, выкрасил в революционный красный и расставил по всему Триру, чтобы каждый житель города и турист понимал, где находится.

Личная жизнь Карла Маркса

А теперь о личном. Так уж повелось, что о Марксе – либо хорошо, либо ничего, но мы все же попытаемся. Не думайте, мы не будем обсуждать базарные слухи, но все же! Если бы на тот момент существовали соцсети, Карл Маркс был бы очень популярным блогером – писал он много и плотно, работал неохотно и мало. В этом был странный его парадокс, ведь при достаточной работоспособности в вопросах написания длинных текстов он совершенно не мог зарабатывать деньги.

В 1837 году ему было всего 19, когда он тайно обручился с аристократкой Женни фон Вестфален, милейшей девушкой с беспорядочными взглядами на жизнь. Женни увлеклась Карлом мгновенно, принимая на веру все его идеи. Вскоре пара поженилась, невзирая на ужас родителей. И тут еще один парадокс: они прожили вместе 40 лет, у них было семеро детей (правда, четверо из них умерли в младенчестве). Он всего на два года пережил супругу, что вполне может считаться «умерли в один день».

Карл ей изменял, а она никогда не помышляла расстаться с ним. Более того, у него был чудовищный почерк, который не мог разобрать даже он сам. И догадайтесь, кто расшифровывал его писанину? Верно! Женни была тем пером, из-под которого «вылетали» заветные строки. Так что, по большому счету, истинное авторство и в этой семье остается под вопросом.

Истинное лицо отца социализма

Кем был Карл Маркс на самом деле? Получив неплохое образование сначала в гимназии Фридриха-Вильгельма в Трире, затем в Боннском и Берлинском университетах, он мог бы стать юристом, преподавателем истории и философии, искусствоведом.

Но, похоже, его затянула опасная трясина, и юноша пошел по пути наибольшего сопротивления. Он много критиковал власть и постоянно примыкал к каким-то левым объединениям. Покушался на именитых философов, критикуя их неправильные взгляды, не одобрял религию.

Несколько лет вместо преподавательской деятельности работал журналистом и редактором оппозиционной газеты, где открыто выступал против цензуры, а затем и вовсе начал призывать к смене правящего режима. В 1843 году режиму это все надоело, и он решил газету закрыть, а Карла Маркса переманить длинным рублем на государственную службу. Тот, естественно, отказался от столь щедрого предложения и сбежал с семьей в Париж.

Фридрих Энгельс

Там, на Елисейских полях, Маркс познакомился с Фридрихом Энгельсом, который открыл глаза сбежавшему журналисту на рабочий класс и общее положение дел в мире. После этого Карла было не остановить. Он так проникся пролетариатом, что решил любой ценой улучшить качество жизни этой несправедливо обиженной социальной категории. Цена вопроса – пожизненное содержание доверчивыми гражданами его семьи, пока тот пишет спасительную литературу.

По идее, эту литературу должны были читать рабочие во всем мире, проникаться идеями революции и свергать все на своем пути. Когда деньги заканчивались, Маркс шел к Энгельсу, давал тому почитать новые манифесты. Да, Энгельс, по сути, содержал семью Маркса. Почему? Вот здесь, как ни крути, разумного зерна нет.

Даже когда Маркса выгнали из Парижа в Лондон, ибо надоел страшно со своим подстрекательством, дружище Энгельс продолжал высылать деньги. И даже когда домохозяйка Марксов родила ребенка, подозрительного похожего на Карла, мужественно приписал незаконнорожденного себе. Правда, потом избавился от него, отдав в приемную семью, но в целом подвиг его впечатляет.

И тут, скорее, нужно задавать вопрос, кто такой Фридрих Энгельс – соавтор, товарищ по политической борьбе, меценат или сумасшедший, добровольно содержащий многие годы идейно близкую, но кровно чужую семью из девяти человек?

Что бы там между ними ни было, чаще всего Маркса изображают вместе с Энгельсом, практически не разделяя этих двух мыслителей и добавляя третьего – Ильича. Хотя Ленин никакого отношения ко всем этим разборкам не имел.

Das Kapital

«Капитал», написанный Карлом Марксом, – книга более чем странная. Со временем она стала символом, имеющим смысл только как факт существования. Важно, что она есть, но совершенно не важно, что в ней написано. Достаточно было отвечать «Знаю! Читал!», чтобы прослыть идейно правильным человеком. Доказательств к этим словам никто не требовал.

Примерно то же самое произошло и с автором – его сделали символом, назначили главным за духовное наполнение революции, обратили его труды, призывающие к свержению всех режимов, в библию. При этом сама личность Карла Маркса была задвинута на дальний план, поскольку его жизнь была непримечательна и даже трагична. Кстати, вы в курсе, что почти в каждом уважающем себя городе и поселке СССР была улица имени Карла Маркса? Вот бы ему при жизни такую славу.

5 мая

Кроме повальной «марксинизации» всей страны, приносящей неудобства, случались и приятные моменты. Например, День советской печати, горевший красным цветом в перекидных календарях для каждого сотрудника газетно-журнальной индустрии.

Это был тот день, когда печатникам можно было все, особенно выпить за здоровье отца-основателя Карла Маркса. Дату эту назначили в связи с тем, что 5 мая вышел первый номер газеты «Правда» – рупора революции и его последующего пожизненного официального слова. А вышел первый номер в этот день не случайно, а в честь дня рождения идейного вдохновителя, старины Маркса!

Историю, как мы все знаем, пишут победители. В случае с бедным философом Марксом произошло именно это – его историю переписали. Но сегодня мы можем узнать об этом больше и сделать другие выводы.

426 просмотров
bottom of page