top of page

Смех длиною в жизнь

Под маской шутника скрывался человек с железной волей. Добродушный, но властный. Безотказный, но требовательный. За его мягкостью и непритворной открытостью стояла непреклонность и сильный мужской характер... Любимому клоуну, актеру Юрию Никулину 18 декабря исполнилось бы 96 лет.

Юмор по наследству

Любитель шуток и розыгрышей Юрий Никулин выделялся своим фирменным юмором и умением говорить сплошными афоризмами. Каждый, кто хоть раз услышал, как неподражаемо и потрясающе он может рассказывать анекдоты на всевозможные темы, переставал подвергать сомнению его врожденное, можно сказать, наследственное чувство юмора. По всей видимости, в формировании такого исключительного таланта свою роль сыграли гены.

Отец актера, Владимир Андреевич, после демобилизации из Красной армии и окончания курсов Политпросвета работал в Драматическом театре в Демидове Смоленской губернии, где и встретился с будущей матерью Юрия. Совместно они создали передвижной театр революционного юмора – «Теревьюм», где готовили спектакли и много играли. А 18 декабря 1921 года в дружной семье Никулиных родился сын.

Спустя несколько лет, переехав в Москву, Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым делом – сочинял интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позже стал сотрудничать с газетами «Известия» и «Гудок». Мама же после рождения Юры посвятила себя сыну и ведению домашнего хозяйства. При этом молодая семья, по уже сложившейся традиции, дважды в неделю обязательно не только посещала театр, но и потом обсуждала пьесу и игру актеров.

Благодаря этому маленький Юра уже с малых лет очутился в центре столичной театральной жизни. Кроме того, в престижной школе, где обучался мальчик, его отец вел еще и драматический кружок, что дало возможность Юрию принимать участие во многих постановках. Но, невзирая на заслуги отца перед школой, окончив седьмой класс, Никулин из-за слабой успеваемости был вынужден перевестись в обыкновенную школу недалеко от дома.

Не тот профиль

Окончив 1939 году десятилетку, Юрий был призван в армию. В течение долгих семи лет он в составе зенитного дивизиона прошел две войны – Финскую и Великую Отечественную. Получил несколько серьезных ранений, был тяжело контужен, чуть не сгорел в танке. За боевые заслуги отмечен тремя медалями – «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

В 1946 году, после демобилизации, Никулин сдает документы во ВГИК, однако получает отказ из-за своей нефотогеничной внешности. Вердикт экзаменаторов категоричен: «В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Если вы действительно любите искусство, то советуем вам пойти в театральный институт».

Но ни один театральный вуз столицы не разглядел в юноше актерского таланта. И тогда Юрий припомнил свою ребяческую фантазию – стать клоуном: еще ребенком он вместе с отцом, посещая цирковое закулисье, был околдован красочными одеждами, искрометным юмором и искренними улыбками. Поэтому, узнав о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре, Никулин рискнул.

Юношу поддержал отец: «Пусть Юра рискнет, в цирке экспериментировать можно. Работы – непочатый край. Если он найдет себя – выдвинется. А в театре? Там слишком много традиции, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист». И из нескольких сотен абитуриентов Никулин попал в число 18 поступивших счастливчиков.

Невозмутимый Юрик

В октябре 1948 года Юрий Никулин в первый раз самостоятельно вышел на цирковой манеж вдвоем с Борисом Романовым. Репризу для их выступления написал Никулин-старший. А вскоре молодого клоуна позвал в свою команду популярный в те годы Карандаш, у которого Юрий и встретился со своим будущим напарником Михаилом Шуйдиным, в дуэте с которым в дальнейшем проработает более 30 лет.

За полстолетия на манеже Никулин-клоун создал огромное количество неподражаемых реприз, скетчей и пантомим. Его Юрик – интеллигентный и невозмутимый, простодушный и обаятельный нескладеха, приодетый в тесноватый пиджачок, канотье и знаменитые ботинки, «всего лишь» на пару размеров больше, долгие годы был любимцем взрослых и детворы.

Кроме того, определенный период вместе с Юрием Владимировичем в качестве «подсадной утки» выступала его жена Татьяна, с которой он познакомился благодаря цирку. Студентка Тимирязевской академии привела для участия в представлении жеребенка, умеющего выполнять простейшие трюки, который и стал причиной знакомства Тани и Юрия. Поженившись и прожив в счастливом браке около 50 лет, Татьяна Николаевна до сих пор с улыбкой вспоминает тот момент, когда сообщила родителям, что ее будущий муж – цирковой клоун.

Обаятельный Балбес

Невзирая на непризнание его актерского таланта именитыми вузами, Никулин в возрасте 36 лет все-таки стал актером и сыграл множество ролей в известных кинокартинах. При этом его дебютом в 1958 году стала незначительная роль горе-пиротехника в картине «Девушка с гитарой», где он произнес всего лишь единственную фразу: «Ничего, сейчас вжикнет!» Популярным же на всю страну начинающего актера сделала короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс», вышедшая на экраны в начале 60-х годов. Леонид Гайдай, подбирая основных исполнителей и увидев Юрия Владимировича, сразу заявил ассистентам: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то, что нужно».

И хотя на момент съемок легендарный клоун был очень занят в цирке, режиссер пошел на то, чтобы подстроить график съемочной группы под график работы актера: по утрам Никулин снимался в фильме, а по вечерам выходил на манеж. Благодаря Гайдаю и актерскому дарованию главных героев появилось необычное комическое трио – Вицин, Моргунов и Никулин.

Примечательно, что вся картина была построена на забавных трюках, отсутствии актерских текстов и грима, а забавные герои Трус, Балбес и Бывалый, впоследствии триумфально снявшееся в картинах «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», стали практически фольклорными персонажами, о которых в народе ходили шутки и анекдоты.

Довольно долго Юрий Никулин был актером только юмористического плана. Стоит только припомнить его роли в картинах «Неподдающиеся», «Совершенно серьезно», «Фантазеры», «Семь стариков и одна девушка». А его умение передавать наивные и трогательные эмоции простых людей, смешить, оставаясь при этом серьезным, особенно удачно проявились в фильмах «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Старики-разбойники».

Комик, трагик и директор

Несмотря на свою несерьезную внешность и комедийный дар, Юрий Владимирович стремился проявлять себя в ином качестве, отходить от однотипной роли-маски. И такую возможность ему дал Лев Кулиджанов, предложивший актеру роль Кузьмы Иорданова в своем фильме «Когда деревья были большими», вышедшем в 1962 году. Никулин великолепно справился с ролью, реализовав на экране, целую гамму тончайших эмоциональных переживаний: от стыда, сожаления до боли одиночества и радости обретения личного счастья.

Со временем Юрий Никулин становится универсальным актером, который может не только рассмешить, но и заставить заплакать. Особое место в его творчестве заняли такие роли, как лейтенант милиции Глазычев в фильме «Ко мне, Мухтар!», монах Патрикей в «Андрее Рублеве», военный корреспондент в картине Германа «Двадцать дней без войны» и драматические образы в эпопее «Они сражались за Родину» и драме «Чучело».

Сложно себе вообразить, как у Юрия Владимировича получалось везде успевать: сочетать съемки в кино (а на его счету около 30 киноролей) и работу в цирке, которому он посвятил около 50 лет. И даже распрощавшись с манежем в 1981 году, Никулин не смог уйти из своего второго дома – Московского цирка на Цветном бульваре. Он стал главным режиссером, а спустя год возглавил цирк и провел его полную реконструкцию.

В последние время актер много внимания уделял и своему хобби – еще с юности он придумывал, собирал и записывал в отдельные тетрадки анекдоты, которые не раз выручали его в сложных ситуациях. Так, служа в армии, Никулин, после непрерывной двухчасовой травли анекдотов в казарме, став абсолютным победителем, выиграл спор и десять пачек папирос.

В зрелые годы актер не только собрал многочисленную коллекцию, но и выпустил три своих знаменитых сборника анекдотов. Несколько лет он был бессменным ведущим и почетным президентом телеклуба «Белый попугай», где в эфире актеры, писатели и сатирики рассказывали новые и ранее известные анекдоты. И даже когда Юрия Владимировича на каталке увозили в операционную, он остался верен себе и рассказал врачам свой последний анекдот.

---Анекдоты от Никулина----

В Бруклине, на Брайтон-Бич, один оборотистый одессит открыл небольшой дешевый ресторанчик для только что приехавших эмигрантов. Первые посетители были поражены расторопным официантом – китайцем, который бойко изъяснялся на иврите. Хозяина спросили: – Откуда у вас китаец, говорящий на чистом иврите? – Это мы его научили, – сказал хозяин, – но только не говорите ему – он думает, что это английский. * * * На улице пьяный спрашивает прохожих: – Граждане, где здесь противоположная сторона? Ему показывают. – Совсем обалдели. А там говорят, что здесь. * * * В ресторане: – Официант, три бутылки водки. – Слушаюсь-с, что будем кушать? – Ее и будем кушать. * * * В больнице, осмотрев пациента, врач отводит его жену в сторону и говорит: – Знаете, ваш муж мне не нравится. – Мне тоже, доктор, но дети его очень любят.

bottom of page