top of page
Евгения Мережко

Маска Тескатлипоки

Когда испанские завоеватели сошли на земли недавно открытого ими материка, они нашли там удивительно развитыми и богатые племена, с тысячелетней культурой, достаточно продвинутыми на тот исторический момент технологиями и просто грандиозным (опять же для тех времен) населением. Пожалуй, ацтекам, пусть и не находящимся в XVI веке на пике могущества, ничего не стоило дать достойный отпор горстке захватчиков. Но они этого не сделали, поскольку религиозные представления древних индейцев интерпретировали все происходящее в сакральном смысле.

Неоспоримые доказательства божественности

Можно сказать, что доверчивых индейцев в заблуждение ввели собственные жрецы в совокупности с государственной религией. Верховный бог из пантеона ацтеков, Кетцалькоатль, был описан как белый человек с черной бородой – и Эрнан Кортес идеально подходил под этот образ. В давние времена, когда бог впервые посетил индейцев, он пришел оттуда, откуда восходит солнце, – и корабли испанцев пришли с нужной стороны света. Было обещано, что повторный визит Кетцалькоатль нанесет в компании таких же бородатых и белых спутников – конкистадоры все были небриты и белокожи. Мало того, испанцы умудрились разбить свою стоянку ровно на том месте, где индейцы ожидали увидеть лагерь вернувшегося божества. А подаренный Кортесом позолоченный шлем очень сильно походил на убор Уицилопочтли, ведавшего всем, что относилось к войне.

Согласно предсказаниям, пришельцы из-за моря должны были овладеть землями ацтеков, покорить все племена и уничтожить богов, «посадив на трон» своего, одного, чужеземного бога.

Попытка спасти положение

Надо сказать, что империя ацтеков на тот момент, хоть и пережила пик своей мощи, слабой и беззащитной не была. Ее территория простиралась от Тихого океана до самого Мексиканского залива, была населена достаточно плотно – не меньше полутора миллионов граждан, а столица государства, Теночтитлан, по размерам превышала даже самый развитый на тот момент европейский город – Лондон. В ацтекской столице проживало 300 тысяч горожан, в британской – 200.

Но возвращение бога – это не нападение на империю со стороны соседнего племени. Ацтеки весьма уважали Кетцалькоатля, считая его основателем своего государства и мудрым учителем, подарившим индейцам ремесла, законы и традиции. Поэтому Кортес со товарищи был почтительно препровожден в Теночтитлан, где 8 ноября 1519 состоялось торжественное вручение даров вернувшемуся «богу».

Важный дар

Среди целой груды драгоценностей одним из самых важных подарков, с точки зрения индейцев, стала маска бога Тескатлипоки. По их верованиям, именно он был виновником исчезновения Кетцалькоатля: в какой-то момент Тескатлипоки напоил бородатого бога пьянящим напитком, от которого тот вспомнил свою родину, затосковал по ней, создал крылатый корабль и отправился в родные края.

По задумке ацтекских жрецов, зловещая маска, врученная Кортесу, должна была задобрить бога настолько, что он вернется, откуда приплыл. Маску конкистадоры взяли. Но, как мы знаем из школьного курса истории, на их планы она никак не повлияла. И завоевание Америки продолжилось в прежнем темпе.

Немного религиоведения

Ацтеки считали, что солнце, дойдя до своего зенита, не продолжает путь в западном направлении, а возвращается в исходную точку, на восход. Наблюдаемое же опровержение этой теории жрецы истолковывали зрительным обманом. Считалось, что во второй половине дня в небе путешествует не само светило, а его зеркальное отражение. Причем зеркало было сделано из черного обсидиана и дымилось. А в руках его держал тот самый коварный Тескатлипока.

Этот бог – личность неоднозначная. Он имел разные воплощения, и в одних был созидателем, а в других – разрушителем, покушавшимся на целостность мира. Впрочем, в последнем случае он принимал другие имена: Голодный Вождь (Нецауальпилли) или Враг (Яоцин.) При этом, по верованиям ацтеков, как раз Тескатлипока привел их предков в благословенную долину Мехико. А еще он считался ответственным за удачу и судьбу, землетрясения, эхо и пещеры.

Легенды описывали бога как настоящего гиганта в накинутом на плечи плаще цвета пепла. Тескатлипока имел обыкновение бродить ночами в поисках избранных и каким-то образом помечать их. Вряд ли те самые избранные радовались встрече, поскольку свою голову бог предпочитал носить в руках. В мифах имеется рассказ о некоем герое, который сумел задержать всемогущее существо и не желал с ним расставаться. Богу пришлось откупаться от храбреца: он подарил пленителю свое сердце и четыре шипа. Когда же гордый победитель, вернувшись домой, распаковал выкуп, нашел вместо ценных предметов ветошь, пепел и белые перья. Не изменили своего вида только шипы. Но, наверное, герой не слишком расстроился, поскольку у ацтеков эти предметы символизировали мудрость, приходящую с возрастом, силу, ясность ума и воинственность.

Ацтекский пантеон был замысловатым, а боги – связаны друг с другом весьма запутанными отношениями. Так, Тескатлипока очень дружил с воинственным божеством Уицилопочтли и даже считался его двойником. И непримиримо враждовал с Кетцалькоатлем, будучи при этом его братом.

Заместитель бога

В отличие от наших современников, ацтеки не путались в своих божествах и каждому оказывали соответствующее его рангу почтение. Тескатлипоку они уважали, прекрасно разбираясь в его «добрых» и «злых» обликах. Ежегодно по всем городам облеченные доверием жрецы разыскивали текущее земное воплощение бога. Им оказывался самый красивый и храбрый юноша. Ему надевались украшения из золота: на запястья – браслеты, на голени – колокольчики. Лицо божественного заместителя разрисовывалось полосками черного и золотого цвета. Первый символизировал ночь, второй – солнце.

В задачи земного воплощения божества входила постоянная игра на флейте, и инструмент регулярно меняли. За месяц до окончания исполнения временных обязанностей – он у ацтеков длился 20 суток – юношу женили сразу на четверых самых признанных красавицах государства, с которыми он мог иметь супружеские отношения в любой момент. Особенной удачей считалась беременность одной из жен от «бога».

Однако красивая и беспечальная жизнь заместителя Тескатлипоки длилась недолго. По истечении отведенного срока юноша оставался один: от него уходили супруги, наложницы и обслуживающий персонал. Сам же несчастный отправлялся вверх по жертвенной пирамиде, на каждой ступеньке которой должен был разбить одну из флейт, на которой играл, будучи временно исполняющим обязанности бога. Жрецами этот обычай трактовался как отказ от внешней красоты, которая мешает постичь истину.

На верхней площадке церемониальный палач заковывал бывшее воплощение Тескатлипоки в цепи, опаивал наркотическими настоями и живьем вырывал у юноши сердце.

Жуткая маска

Отдавая Кортесу маску странного и страшного бога, индейцы истово верили (ну или хотя бы яростно надеялись), что она сумеет отвести гнев Кетцалькоатля, за которого принимали главного конкистадора. Ведь она уже не раз справлялась с подобной задачей. Это же была не часть карнавального костюма, а артефакт, столетиями используемый в религиозных церемониях, подкрепленных человеческими жертвоприношениями. Как сказали бы сейчас, вещь намоленная.

С точки зрения европейца (по крайней мере, современного) маска Тескатлипоки навевает ужас, смешанный с отвращением. Для ее основы использовался не деревянный каркас, а человеческий череп. По мнению экспертов, некогда он принадлежал либо одному из верховных жрецов, либо, что более вероятно, одному из «заместителей» бога. Череп разукрашен полосами, выложенными из полированных осколков бирюзы и пластинок угля.

Глазницы маски пустыми оставлены не были, они инкрустированы перламутром; нос заменяла искусно вмонтированная раковина красной устрицы, а нижняя челюсть имеет шарнирное крепление: вероятно, в ритуалах требовалось, чтобы она двигалась.

Затылочная часть черепа аккуратно спилена и простелена кожей. На голове вся эта конструкция крепилась кожаными завязками, орнаменты на которых соответствуют изображениям из знаменитого «Кодекса Нэттол», относящегося к периоду между XIII и XV столетиями.

Современные похождения маски

Долгое время «лицо» Тескатлипоки хранилось неизвестно где. Но весной 1854 года оно в числе прочих лотов появилось на аукционе Sotheby's. Первым обладателем маски стал Брэм Герц, состоятельный коллекционер из Ливерпуля. Но радовался бесценному экспонату он недолго: уже через пару лет ливерпулец снова выставил свое приобретение на продажу. Позже стало известно, что коллекционера толкнула на этот шаг серия семейных трагедий.

Следующим владельцем зловещей маски стал другой коллекционер, Майер. Он продержался в этом качестве целых три года, пока не догадался, что преследующие его неприятности могут быть связаны с изображением бога-разрушителя.

Последним частным хозяином маски Тескатлипоки в 1859 году стал Генри Кристи, энтузиаст собирания древних редкостей и банкир из Лондона. Странных происшествий с ним не приключалось до 1865 года, когда Кристи с геологической экспедицией посетил бельгийские пещеры. Там он простыл; простуда осложнилась пневмонией, которая неестественно быстро прогрессировала. Банкир и коллекционер «сгорел» от воспаления легких буквально в течение недели. Смерть Кристи многие исследователи также связали с владением жуткой маской. А согласно завещанию умершего, вся коллекция была передана Британскому музею, в чьих запасниках и хранится по сей день.

Последний раз «на людях» опасный артефакт появился в 2010 году, когда проводилась тематическая выставка о Монтесуме, как правителе ацтеков. Многие эксперты считают, что это и к лучшему: не принадлежа конкретному лицу, вреда маска вроде бы не приносит. Хотя, разумеется, скептики имеют полное право считать такое мнение суевериями.

bottom of page