Эти женщины вызывают разные чувства: от восхищения до страха. А мужчины от встреч с ними в прямом смысле теряют голову...
Поэтому неудивительно, что в мире искусства им было посвящено немало работ. Они будоражили воображение художников со времен Средневековья и до наших дней. Что ж, библейские сюжеты всегда пользовались популярностью. Тем более, что каждая эпоха могла вложить в историю заветов свой смысл. Так и случилось с этими женщинами - Юдифью и Саломеей. Они были дамы видные и с характером. Обе действовали решительно и использовали свою привлекательность как оружие. В живописи Юдифь и Саломея часто символизируют одно и то же — хищную, губительную, роковую женскую красоту. И все же это совершенно разные образы. Начнем, пожалуй, с Саломеи.
Танец семи покрывал
Многие наслышаны о танце Саломеи или "Танце семи покрывал". Даже не читавшие Библию. А в ней говорится вот что.
Факт
Ирод Антипа царствовал в Иудее, которая в 6-7гг н.э. стала римской провинцией. Когда Ироду было 50 лет, он фактически отобрал у своего родного брата жену Иродиаду и женился на ней. Иоанн Креститель, когда известность и популярность в народе достигла апогея, критиковал такой союз. Иродиада была дамой властной и мстительной. Когда Ирод в честь своего дня рождения устроил пир, Иродиада послала свою дочь Саломею исполнить зажигательный сирийский танец. Гости были прямо-таки околдованы ее танцем, просили станцевать еще и еще, а, когда она закончила, пьяный Ирод сказал: "Проси, что хочешь!" Саломея посоветовалась с матерью и та подсказала ей просить голову Иоанна Крестителя. Антипа не смог отвертеться от данного обещания и голову принесли на большом блестящем блюде. Саломея отнесла страшный дар матери.
Поэтому в живописи Саломею везде словно преследует ее заказанный подарок - голова Иоанна Крестителя. Чаще всего отрубленная голова изображается лежащей рядом с не на блюде. Но акценты в работах художников могут быть расставлены по-разному.
Первые изображения Саломеи появляются в живописи уже в раннее Средневековье, потому что этот образ занимает важное место в Новом Завете. Самый старый из известных рисунков найден на пергаментном манускрипте VI века, известном как Синопский кодекс.
Если же говорить о картинах, то самой старинной из них будет произведение Беноццио Гоццоли "Танец Саломеи" (1472г.). Пред нами словно конспект истории: тут и Саломея танцует, и над Иоанном уже замахнулись, а на заднем плане еще одна фигурка Саломеи предъявляет матери трофей. Реализм тогда еще не был в цене, такое вот изображение разных фрагментов события было в порядке вещей, тем более, что все были в курсе сюжетов. В позе танцующей Саломеи есть удивительное продуманное противоречие: в изящно отведенной ноге и летящих складках платья - сама грация, изящество и гармония, тогда как от руки и головы исходит угроза.
С течением времени в образе Саломеи попеременно на первый план выступали то соблазнение, то жестокость. Хотя иногда казалось, что Саломея выступает жертвой обстоятельств. Например, на полотне Тициана «Саломея с головой Иоанна Крестителя» девушка невинна, а отрубленная голова кажется каким-то недоразумением.
А Рубенс не мог уйти от изображения буйства плоти и в этой теме. Его картина «Пир Ирода» - пышное застолье роскошные наряды и множество фигур, образующих сложную композицию. Мертвая голова на этом празднике огорчает лишь царя Ирода. Все остальные демонстрируют легкое любопытство и продолжают радоваться жизни.
Страстный танец и искусство обольщения изображают Готтлиб и Доре. Немного странная Саломея у Альфонса Мухи - о том, что это она, говорит лишь имя. Ее изображение условно, ничто не напоминает нам о коварной роковой женщине. Как будто Саломея - это просто повод нарисовать полуголую танцовщицу
Благочестивая вдова
"В восемнадцатом году, в двадцать второй день первого месяца, последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление — совершить, как он сказал, отмщение всей земле. Созвав всех служителей и всех сановников своих, он открыл им тайну своего намерения и своими устами определил всякое зло той земле. И они решили погубить всех, кто не повиновался слову уст его".
Иудифь 1:12
Факт
Полководца Олоферна отправили с важной миссией в подвластные Ассирии земли - покарать непокорных и донести новую идеологию. Навудохоносора все покоренные народы должны были признать богом, а от своих старых богов отказаться. Войска Олоферна истребляли идолов, разоряли святилища и безжалостно убивали сопротивлявшихся. Пришел черед и Иудеи, войска подступили к городу Ветулуе.
Источники воды были захвачены врагом, городу угрожала жажда и голод. В городе жила Юдифь, молодая вдова иудея Манассии. Она несколько дней молилась и пришла к решению. Она облачилась в роскошные наряды, одела лучшие свои украшения и двинулась в путь, к стану Олоферна, прихватив с собой служанку.
Полководец принял ее, как важную гостью - ведь Юдифь была хороша собой и сразу приглянулась Олоферну. Три дня пробыла она в гостях у него, присутствуя на пирах и делая все, чтобы соблазнить главного своего врага и втереться в доверие. В результате ей это удалось, но Олоферн, опьянев, заснул. А Юдифь обезглавила его мечом. Голову служанка положила тот самый мешок для еды, и обе украдкой улизнули в темноте из лагеря врага, вернувшись в родной город. Наутро ассирийцы обнаружили тело своего полководца и в ужасе бежали восвояси. Юдифь принесла голову кровожадного врага в родной город, достала ее из мешка и показала всем. Ликованию израильтян не было предела! Юдифь больше не выходила замуж и прожила в почете 105 лет.
С образом Юдифи не было таких больших разночтений, как с образом Саломеи. Она олицетворяла веру, отвагу, целомудрие. Одно время ее образ становился символом патриотизма. К примеру, Юдифь Джорджо Вазари — буквальная трактовка образа «сильная женщина». С первого взгляда ясно — такая не станет плакать одна у окна. Чаровница обладает такой мускулатурой, что, кажется, не окажись поблизости меча, оторвала бы Олоферну голову голыми руками.
В живописи Юдифь и Саломею нередко можно различить лишь по формальным признакам. Если меч (и служанка) — значит, Юдифь. Если блюдо (или танец) — стало быть, Саломея. В трактовках Караваджо блюдо и меч также важны — без них опознать героинь было бы непросто. Его Юдифь одета в простое платье; нет ни роскошного одеяния, ни драгоценностей, упомянутых в ветхозаветном тексте. На ее лице — не столько героическая решительность, сколько брезгливая сосредоточенность.
Как видим, несмотря на различные мотивы их, в общем-то, одинаковых поступков, женщины далеко не похожи друг на друга. Одна — праведница, героиня, спасшая свой народ. Другая — взбалмошная и кровожадная искусительницей, погрязшая в разврате и роскоши.
Спорный вопрос
Но одному художнику удалось объединить эти два образа. Нет, картину он назвал весьма определенно - «Юдифь». Но критики и зрители просто не поверили, что это она: настолько изображение не соответствовало названию.
Этим художником был Густав Климт. Его Юдифь - это роковая женщина. Отнюдь не библейская героиня, а скорее жительница Вены, его современница. Художник нашел в Юдифи обобщающий символ правосудия, которое женщина творит над мужчиной, искупающим смертью свою вину. Ветхозаветная героиня, пример храбрости и решительности, становится у Климта наказывающей женщиной.
«Юдифь» Климта вызывала раздражение. Критики полагали, что Климт ошибся. Эта исступленная женщина, с ее полуприкрытыми глазами и слегка приоткрытыми губами, не могла быть благочестивой вдовой и героиней. Все были уверены, что Климт должен был иметь в виду Саломею, типичную роковую женщину конца века, которая уже увлекла многих художников и мыслителей — от Гюстава Моро до Оскара Уайльда, Обри Бёрдсли, Франца фон Штука и Макса Клингера. И картину «Юдифь» постоянно называли в каталогах и журналах «Саломеей».
Остается неизвестным, приписывал ли Климт своей Юдифи черты Саломеи; но каковы бы ни были его намерения, в результате получилось самое красноречивое изображение современной художнику роковой женщины. Вероятно, столь выразительные черты Климт нашел у одной женщины — хорошо знакомой ему Адели Блох-Бауэр.
Татьяна Жукова
コメント